Профилактика нарушений осанки у детей

У современных детей часто встречаются проблемы с осанкой. Чем дольше родители не обращают внимание на эту проблему, тем больше негативных последствий для здоровья рискует получить ребенок. В этой статье мы рассмотрим этапы формирования осанки, причины ее нарушения и, самое главное, методы профилактики.

Что такое осанка?

Осанкой называется привычное вертикальное положение человеческого тела при движении и в покое. Осанка является не только привычным положением человеческого тела, но и признаком состояния здоровья. Определяется осанка, в первую очередь, конституцией человека – то есть является врожденным проявлением. Однако она подвержена изменениям и совершенствованиям в процессе индивидуального развития. Нарушения осанки, в подавляющем большинстве случаев, являются результатом плохих привычек или заболеваний.

Как формируется осанка?

Осанка у человека формируется в 3 этапа.

1 этап. Новорожденные дети осанкой еще не обладают – физиологические изгибы позвоночника у них формируются постепенно с развитием возможности держать голову, сидеть, стоять и ходить.  В процессе роста у ребенка начинает формироваться его двигательный стереотип, и первые признаки выравнивания появляются в младшем школьном возрасте. Однако у детей в возрасте 6-9 лет осанка еще неустойчива. У них часто определяется избыточный прогиб в поясничном отделе позвоночника, торчащие лопатки и выступающий живот. Для данного возраста такие признаки являются нормой.

2 этап.  Самый важный период жизни для формирования осанки – это возраст от 8 до 17 лет. Даже малейшие отклонения в развитии осанки в данный период могут привести к формированию деформаций конечностей и позвоночника.  И в этом же возрасте мероприятия по воспитанию осанки будут наиболее эффективны.

3 этап. Устойчивую осанку человек обретает в старшем школьном возрасте. Окончательное формирование осанки совпадает с прекращением роста скелетных костей, т.е. примерно с 18 до 23 лет. С этим же периодом связано созревание нервной системы и формирование устойчивого двигательного стереотипа. В этом возрасте происходит окончательное образование изгибов позвоночника, свода стопы, выравнивание нижних конечностей. Успех в формировании правильной осанки достигается, прежде всего, при помощи укрепления мышечной системы и ее разносторонней физической тренировки.

Что влияет на нарушение осанки?

Нарушения осанки могут быть связаны с физическими и психологическими факторами. Современные люди большую часть времени проводят сидя: работая, отдыхая, обучаясь, ожидая, принимая пищу. И чаще всего осанка страдает именно в этом положении, тем более, если человек сидит в неправильной позе. Длительное сохранение сидячего положения является причиной возникновения болей в спине и различных заболеваний.

Особую роль играет и психологический фактор. Тело и мысли человека неразрывно связаны – изменения одного влекут за собой изменения другого, и наоборот. Мы способны регулировать мышечное напряжение, воздействуя на свои мысли, а изменения положения тела способны приводить к изменениям эмоционального состояния. Особое внимание следует обратить на подростковый возраст. Юноши и девушки зачастую деформируют свою осанку под влиянием различных психоэмоциональных факторов – выдвигают вперед оба плеча и горбятся. В результате со временем запускается перестройка мышечных групп и начинает формироваться неправильная осанка. А она, в свою очередь, способствует фиксации данных психоэмоциональных нарушений, и развитию неврозов в дальнейшем.

Первые признаки нарушений осанки у ребенка

  1. жалобы на боли в груди, спине, позвоночнике;
  2. быстрая утомляемость, слабость;
  3. нарушение внимания.

Также родители могут сами заметить, что их ребенок начал сутулиться, его позвоночник выглядит несимметрично, а лопатки находятся на разной высоте. Иногда может наблюдаться асимметрия талии, или даже хождение боком, возникновение затруднений при наклонах и т.д.

Когда обращаться к врачу?

Поводом для обращения к врачу служат:

  • жалобы ребенка на боль в грудной клетке или спине;
  • болезненность при ходьбе;
  • боль в стопах;
  • асимметрия позвоночника, изменение его изгибов, явные искривления;
  • сутулость в сидячем положении;
  • разная длина ног в позе лежа на животе;
  • высокая частота простудных заболеваний.

Причины нарушений осанки в детском возрасте

Внешние причины нарушения осанки:

  • В первую очередь это снижение двигательной активности (гиподинамия). Малая физическая нагрузка вызывает ослабление мышечного каркаса и его неспособность поддерживать правильное положение тела в пространстве.
  • Нарушения питания. Недостаток органических и минеральных веществ, развивающийся при несбалансированном рационе, отрицательно влияет на состояние опорно-двигательного аппарата. Основная проблема в питании современных детей – отсутствие достаточного количества кальциевых солей, необходимых для правильного развития связок и костной ткани.
  • Плохая организация рабочего и игрового пространства. Например, слишком высокие стулья или столы, недостаток места на письменном столе и т.д.
  • Нарушение режима чередования труда и отдыха у школьников.  Ведь основная поза во время школьной деятельности – длительное сидячее положение, которое и способствует развитию неправильной осанки.

Внутренние причины нарушения осанки:

  • Чаше всего, это какие-либо хронические заболевания: врожденные пороки (разная длина ног), дефекты слуха и зрения.

Приобретенные причины нарушения осанки:

  • Травмы, например, переломы позвоночника, таза, костей нижних конечностей;
  • Различные патологии, такие как рахит, туберкулез, полиомиелит или радикулит;
  • Особенности профессиональной деятельности человека, в частности, работа в сидячем положении с наклоненной головой.

Профилактика нарушений осанки

Опыт специалистов-ортопедов убеждает, что главная роль в формировании и сохранении правильной осанки принадлежит воспитанию и систематическим физическим упражнениям. Полезные навыки легко вырабатываются в детстве, поэтому начинать формировать правильную осанку необходимо еще до школы:

  • Приучать детей правильно стоять, сидеть и не сутулиться во время ходьбы нужно уже с 4-летнего возраста.
  • Умеренные холодные обтирания не только закалят организм ребенка, но и поспособствуют повышению мышечного тонуса.
  • Важную роль играет правильное полноценное питание с достаточным содержанием всех необходимых веществ – белков, углеводов, жиров, витаминов и микроэлементов.

Родители должны обратить особое внимание на создание для ребенка благоприятной рабочей обстановки в комнате и режим дня ребенка:

  • Прежде всего следует позаботиться о том, чтобы ребенок удобно сидел. Для этого необходимо подобрать мебель, подходящую ему по росту. Проверка в этом случае достаточно проста: поверхность стола должна быть выше локтя сидящего ребенка на 2–3 см, а сиденье стула – располагаться на уровне коленного сустава.
  • Для профилактики нарушений осанки необходимо обращать внимание также на правильное положение стола и достаточное его освещение во время письма и чтения. Если ребенок правша, то естественный свет из окна должен падать слева. В левом же углу стола нужно поставить настольную лампу, оптимальная мощность которой должна составлять 75 Вт. Нормальное расстояние от глаз до тетради или книги – 30–35 см.
  • Важно чередование труда и отдыха. Например, в младших классах желательно через каждые полчаса устраивать короткие десятиминутные перерывы с простыми физическими упражнениями и обязательной гимнастикой для глаз. Это быстро восстанавливает работоспособность детей.